Заключение о законности видеонаблюдения в учреждениях школьного и дошкольного образования с доступом родителей
Статьей 41 Конституции предусмотрено право граждан на охрану здоровья. Кроме того, необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Данный случай не подпадает под определение частной жизни или личной тайны. Использование работодателем средств видео- и аудиофиксации не нарушает основные конституционные права работника, поскольку видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника и не используется для того, чтобы установить обстоятельства его (ее) частной жизни и семейной тайны, при этом может применяться в таких целях, как эффективность производства, контроль и учет рабочего времени работников, рациональное использование работниками рабочего времени, повышение производительности труда, а в случае – с учреждениями образования – в целях общественной безопасности.

Согласно части 1 ст. 11 закона N-152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»:

«Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.», а также разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. "Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки", согласно которому «к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта», следует, что если видеонаблюдение не используется для определения личности субъекта ПД, то письменного разрешения на видеосъемку не требуется, что и прописано все в том же письме РКН:

«Видеонаблюдение может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей. Эти цели должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами», и, если обработка осуществляется «без проведения процедур идентификации (установления личности), данные действия не могут считаться обработкой̆ биометрических персональных данных».

Однако, видеонаблюдение фиксирует изображение граждан страны, что регулируется Гражданским кодексом ГК РФ Статья 152.1;

«Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.»

Однако нет категоричного требования о том, что согласие должно быть письменным. Таким образом, простой таблички «Ведется видеонаблюдение» достаточно для получения согласия в форме конклюдентных действий (косвенно предусмотренных ч. 2 ст. 158 ГК – «когда из поведения лица явствует его воля»).

Согласно пп. 1 все той же ст. 152.1 ГК РФ такое согласие не требуется в случаях, когда: «использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах»

К общественным интересам относится, в частности, потребность общества в общественной безопасности (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.»

В соответствии с пп. 4, п 5, ст. 3, федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся.

Согласно тому же закону к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, и требованиями (пп. 2 п. 3 ст. 28), создание условий, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и работников (пп. 15 п. 3 ст. 28). Причем образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 7 ст. 28).

Исходя из вышеперечисленного, образовательная организация вправе установить видеонаблюдение в классах в целях обеспечения безопасности, сохранности имущества, контроля за трудовой дисциплиной работников и т.п. Родители вправе получать доступ к видеозаписям.