Статьей 41 Конституции предусмотрено право граждан на охрану здоровья. Кроме того, необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Данный случай не подпадает под определение частной жизни или личной тайны. Использование работодателем средств видео- и аудиофиксации не нарушает основные конституционные права работника, поскольку видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника и не используется для того, чтобы установить обстоятельства его (ее) частной жизни и семейной тайны, при этом может применяться в таких целях, как эффективность производства, контроль и учет рабочего времени работников, рациональное использование работниками рабочего времени, повышение производительности труда, а в случае – с учреждениями образования – в целях общественной безопасности.
Согласно части 1 ст. 11 закона N-152-ФЗ от 27.07.2006 «
О персональных данных»:
«Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.», а также разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. "
Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки", согласно которому «
к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта», следует, что если видеонаблюдение не используется для определения личности субъекта ПД, то письменного разрешения на видеосъемку не требуется, что и прописано все в том же письме РКН:
«
Видеонаблюдение может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей. Эти цели должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами», и, если обработка осуществляется «
без проведения процедур идентификации (установления личности), данные действия не могут считаться обработкой̆ биометрических персональных данных».
Однако, видеонаблюдение фиксирует изображение граждан страны, что регулируется Гражданским кодексом ГК РФ Статья 152.1;
«
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.»
Однако нет категоричного требования о том, что согласие должно быть письменным. Таким образом, простой таблички «Ведется видеонаблюдение» достаточно для получения согласия в форме конклюдентных действий (косвенно предусмотренных ч. 2 ст. 158 ГК – «когда из поведения лица явствует его воля»).
Согласно пп. 1 все той же ст. 152.1 ГК РФ такое согласие не требуется в случаях, когда: «
использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах» К общественным интересам относится, в частности, потребность общества в общественной безопасности (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.»
В соответствии с пп. 4, п 5, ст. 3, федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; защищать права и законные интересы обучающихся.
Согласно тому же закону к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, и требованиями (пп. 2 п. 3 ст. 28), создание условий, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и работников (пп. 15 п. 3 ст. 28). Причем образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 7 ст. 28).
Исходя из вышеперечисленного, образовательная организация вправе установить видеонаблюдение в классах в целях обеспечения безопасности, сохранности имущества, контроля за трудовой дисциплиной работников и т.п. Родители вправе получать доступ к видеозаписям.