Влияние видеосъемки образовательного процесса в школах на психологическое состояние подростков
Конфиденциальность

- Конституция Российской Федерации гарантирует свободу мысли и слова, а также право собирать и распространять информацию любым законным способом, за исключением двух случаев. Первым является проникновение в частную жизнь, вторым – сбор сведений, составляющих государственную тайну, и поскольку речь идёт о публичном месте – школе или детском садике, данные положения не применяются.

- школьный персонал (включая, но не ограничиваясь этим, учителей, помощников, водителей автобусов и администраторов) оплачивается налогоплательщиками. В любой оплачиваемой должности, как частное лицо, вы принимаете решение принять условия этой работы. И если видеозапись мониторинга является частью описания работы, вы, как частное лицо, имеете возможность принять работу или оставить ее. Но вы не можете сказать, действительно ли происходит видеосъемка. Сотрудники, которые работают во всех видах других отраслей промышленности, включая правительство, регулярно записываются на видео, записываются, отслеживаются в интернете и т. д.

Курс на максимальную прозрачность образовательного процесса, принятый в нашей системе образования несколько лет назад, вполне соответствует духу информационного времени. Возникновение блогосферы, появление и стремительное развитие социальных сетей, ежедневная публикация десятков миллионов фотографий в Instagram — вот характерные черты нашего времени, времени мгновенных виртуальных дубликатов реальных лиц и событий. Современные дети не только не возражают против своего представления в виртуальной реальности — они стремятся к этому.
По данным психологических исследований гораздо большие опасения психологов вызывает социально опасное положение детей ввиду участившихся случаев насилия в образовательных школах - так, по данным Всемирной организации здравоохранения, буллинг в школах России за последние годы увеличился с 24 до 30 процентов, около 10-12% всех школьников признаны потенциально социально опасными, склонными к наркозависимости и т.д.

Психологи выделяют несколько видов буллинга.

Первый - моббинг, когда группа учащихся потенциально игнорирует или объявляет бойкот одному ученику.

Также есть буллинг один на один, когда один ребенок подвергается воздействию другого вне внимания взрослых.

Среди детей распространенными формами издевательств являются оскорбительные выражения и причинение физического вреда. Такое поведение с возрастом может становиться все более изощренным. Иногда такое поведение перерастает в травлю за пределами школьных стен и продолжается в социальных сетях (кибербуллинг).
Также в последнее время участились случаи массовых убийств в школах, совершаемых "колумбайнерами", фанатами двух американских стрелков -учениками старших классов - Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом, учинивших массовое убийство школьников в 1999 году в Америке, в школе "Колумбайн" штата Колорадо . Считается, что "колумбайнеры" – это обиженные подростки, которых травят в школе, над которыми смеются или которые страдают от, якобы, несправедливого отношения к ним учеников или учителей. Они одержимы жаждой мести. В России произошли аналогичные трагедии в Ивантеевке, Перми, Улан-Удэ.

По результатам исследований, психологи приходят к выводу о необходимости увеличения контроля за образовательной деятельностью в школах в целях недопущения случаев психологического и физического насилия в школах, а также в целях оказания своевременной психологической помощи в кризисных ситуациях, которые могут оказать негативное влияние на психологическое и физическое здоровье ребенка, а также нанести серьезный вред его развитию.

Психологические характеристики агрессивного ребенка
В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
1
Дети, склонные к проявлению физической агрессии – отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью,склонны к риску. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.
2
Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии – отличаются выраженной психической неуравновешенностью депрессивностью фрустрационной толератностью , повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих , постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.
3
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии – импульсивность, низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действия. Несформированность произвольных реакций.
Жестокость детей возникает из-за двух причин. Первая - семья.
Вторая причина - незрелость педагогов, которые не имеют достаточного социального интеллекта (Педагогическое насилие).
Насилие над ребёнком — это любые действия, которые несут вред его физическому и психическому здоровью и ставят под угрозу его благополучие. С физическим насилием всё более-менее понятно — если учитель бьёт детей, это не останется без внимания родителей, школьной администрации и социальных работников. Профессиональная пригодность такого специалиста довольно быстро будет поставлена под вопрос, а нанесение побоев может стать причиной для возбуждения уголовного дела.
Дела с психологическим насилием (оскорблениями, некорректной критикой, угрозами, сарказмом) иногда обстоят ещё сложнее — даже если ребёнок сообщит о нём напрямую, его жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. В случае с эмоциональными воздействиями определить границы приемлемого бывает трудно, потому что многие преподаватели «старой закалки», а часто и некоторые родители не находят ничего дурного в том, чтобы накричать на ребёнка («ну а что такого?») или намеренно его унизить («зато не вырастет нюней»).

Какие психотипы сегодня все чаще встречаются в учительской среде, с которыми происходят конфликты у школьников?
«Неустойчивый» — человек меняет свое мнение мгновенно, по ситуации; «конформный» — не имеет своей точки зрения, очень зависимый от мнения группы, авторитета, делает, что ему говорят, совершенно неконфликтен;
«Истероидный» — зациклен на внимании к себе, с болезненным самолюбием.

Сегодня отсутствует понимание того, каких людей можно допускать к работе в школе, а каким это противопоказано. Проверка психоэмоционального состояния учителей на предмет их соответствия должности чаще всего не проводится.
В школьной среде многое решается наличием у ребенка чести и достоинства, насколько он может постоять за себя, как его оценивают другие. В этом плане огромную роль играет преподаватель. Если он выделяет и как-то унижает определенного ребенка, то дети это подхватывают.
Школьные учителя часто идут по пути заминания фактов буллинга, богатые родители меняют ситуации с точностью до наоборот, а учителя просят ребенка самостоятельно решать проблемы.
Если педагогу нечего скрывать, он качественно выполняет свою работу, любит и уважает детей, то наличие камеры в классе не должно смущать . Против будут те учителя, которые не справляются со своими обязанностями, и родители тех детей, которые не привыкли трудиться и у которых отсутствует уважение к педагогу и другим детям.
Каких детей чаще всего травят?
- Спокойных и воспитанных; с физической спецификой (плохое зрение, слух, хромота, родинка на видном месте, общая болезненность, лишний вес); новичков в классе; а бывает, поводом становится то, что учитель просто что-то нелестное сказал об этом ребенке.

- Дети, которые невербальны или имеют ограничения в общении, еще более уязвимы, и их отсутствие общения делает еще более трудным доказать, что имело место насилие. Дети с особыми потребностями находятся в невыгодном положении; им не верят и часто обвиняют в жестоком обращении.

Возглавляют травлю лидеры по типу криминальных, имеющих явные нарушения и проблемы в контроле своего поведения в соответствии с нормами закона, нравственности, морали, а часто — социальные психопаты. На их ценности начинают ориентироваться остальные. Фактически дети, которые были нормальными, переформатируются, у них начинается своего рода криминальная социализация. Сейчас в школах крайне жестокая среда, ребенок не знает, что с этим делать.

Последствия травли

Среди тех, кто сталкивался с травлей в подростковом возрасте, около 10-15% подвергались травле регулярно — издевательства могли длиться более шести месяцев. Переживания, связанные с таким отношением к себе, становятся причиной плохой успеваемости в школе, университете, а также негативно сказаться на шансах устроиться на работу в будущем. Стоит ли говорить, что объекты травли чаще других страдают депрессией, тревожными расстройствами, стрессовыми расстройствами, а также склонны к суицидальным мыслям.
Почему родители остаются не в курсе, что ребенка травят?
В подростковом возрасте вообще не принято многое рассказывать родителям. Также школьники боятся агрессии со стороны зачинщиков буллинга, в случае если об этом станет известно.
Поэтому важно знать признаки стрессового состояния ребенка в подростковом возрасте при нарушении его психологической безопасности:

– Побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков, разговоры о желании бросить школу, прогулы школьных занятий, частая вялотекущая заболеваемость.

– Трудность засыпания и беспокойный сон

– Беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность

– Рассеянность, невнимательность, беспокойство, непоседливость

– Утомляемость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла

– Отсутствие уверенности в себе, проявление упрямства, стремление к уединению, подергивание плеч, дрожание рук, повышенная тревожность,

– Появление повреждений на одежде, синяков, царапин , ран , он может жаловаться на головные боли, плохое самочувствие, что может быть как следствием избиения, так и психосоматической защитой от посещения ненавистной школы.

– Есть изменения и в поведении: он часто меняет маршрут в школу и из нее, что-то скрывает, сплошные нелогичные поступки, часто просит деньги (их требуют организовавшие травлю), раньше приходит из школы или, наоборот, где-то задерживается.

Родители несут ответственность не только здоровье, безопасность и жизнь своего ребенка, но также несут уголовную ответственность вместо детей в предусмотренных законом случаях.

Вместе с тем, чаще всего проблемы с психологическим состоянием детей начинаются в семье.
Психологи приводят следующие причины:

- Разрушение эмоциональных связей в семье (агрессивное поведение родителей во время ссор, - негативный пример для подражания, нежеланный (нелюбимый) ребенок, сходство с нелюбимым родственников, бывшим супругом

- Непоследовательность родителей в воспитании (нестабильная система наказаний/поощрений, игра «хороший/плохой родитель – как следствие неуверенность в себе, в других, неизвестность)

- Властность взрослых (необъяснение требований/норм/причин/санкций; чрезмерный контроль – страхи, страх неудач, особенно актуально в период подготовки к ГИА, ЕГЭ. Либо наоборот, если ребенок видит, как родитель терпит унижение или издевательство, то он автоматически перенимает эту терпимость

- Финансовые трудности родителей.
Положительные последствия установки камер:
- Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьной среде, в том числе связанных с воровством

- Видеосъемка в классе позволит учителю быть защищенным с точки зрения отстаивания своих прав при конфликте с нерадивым учеником и скандальными родителями. Также будет способствовать повышению авторитета педагога в глазах родителей в случаях когда школьники доносят до родителей несправедливую оценку преподавательской деятельности , что поможет в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

- Увеличение качества проводимых уроков, как следствие повышение успеваемости детей

- Увеличение дисциплинированности детей. Судя по отзывам детей, осознание того, что за тобой следят, действительно дисциплинирует. А на уроке они ничего и не должны делать такого, что нельзя бы заснять
При этом также будет видно использование телефонов для игр и переписок .

Камеры не могут быть установлены в местах, где может быть нарушено право на частную жизнь: в раздевалках, медпунктах, кабинете психолога, кабинках туалета.

- Материал видеосъемки может быть использован для доказательства того, что произошло, но также может быть использован для доказательства того, что не произошло. Таким образом, сотрудники школы также могут использовать эти данные, чтобы показать, как они надлежащим образом управляют поведением и реализуют свои обязанности. Администрация также может использовать эту информацию для мониторинга работы персонала, а также для улучшения всех школьных условий, если они выявят распространенные проблемы или, наоборот, стратегии, которые положительно повлияют на всех учащихся

- Позволит увидеть скрытые проблемы. В зоне ответственности школьного психолога находится ежедневно в среднем от 500 до 1,5 тысяч учащихся в зависимости от школы. Соответственно, при всем желании, каким бы грамотным специалистом психолог ни был, он не может в активном фокусе ежедневно держать всех школьников и четко знать, что происходит с каждым из учащихся, какие тенденции у него наметились

- Позволит снизить количество случаев распространения наркотических и психотропных веществ в образовательных учреждениях, где в качестве дилеров выступают те же школьники
По результатам исследований, психологи приходят к выводу о необходимости увеличения контроля за образовательной деятельностью в школах в целях поскольку контроль родителей позволит:
  • Не допускать случаи психологического и физического насилия в школах , поскольку учащиеся (особенно старших классов) часто скрывают от родителей факты буллинга, видеоконтроль позволит увидеть скрытые проблемы, о которых родители не подозревают
  • Предотвратить возможность педагогического насилия над учащимися старших классов
  • Обеспечить максимальную прозрачность образовательного процесса, увеличение дисциплинированности и мотивации к учебе у школьников, позволит исключить прогулы уроков, а также факты предоставления родителям ложной информации о процессе учебы, об отношениях с учителями
  • Оказать своевременную психологическую помощь в кризисных ситуациях (при конфликтах, панических атаках, сильных переживаниях ребенка на экзаменах)
Негативное влияние на психологическое состояние учащихся возможно при гиперконтроле родителей за поведением и успеваемостью детей.